четверг, 5 марта 2015 г.

Абхазия.


Столица Абхазии — город Сухум (Акуа).
 Административное деление 

Территория Абхазии включает 7 районов (Гагрский, Гудаутский, Сухумский, Гулрыпшский, Очамчырский, Ткуарчалский, Галский). Также имеется 7 городов (Гагра, Гудаута, Новый Афон, Сухум, Очамчыра, Ткуарчал, Гал), 5 поселков городского типа (Цандрипш, Пицунда, Бзыпь, Мюссера, Гульрипш), 512 сёл.
Летнее время соответствует московскому. На территории Абхазии идет вещание основных российских телеканалов («Первый», «Россия», «НТВ»).
По данным на 2001 год, население Абхазии составляет приблизительно 320 тыс. человек. Это преимущественно абхазы, армяне, русские, грузины. Также здесь проживают греки, эстонцы, немцы, поляки, евреи и др.
Среди верующих преобладают православные.
Официально Республика Абхазия находится в составе Грузии как автономная республика. Но Конституция Республики Абхазия, принятая Верховным Советом Республики Абхазия 26 ноября 1994 г., явилась правовым оформлением созданного независимого государства — Республики Абхазия (Апсны). На настоящий момент Республика Абхазия является непризнанным и фактически независимым от Грузии государством. В 2008 г. независимость Абхазии была признана Российской Федерацией.
Президент Республики Абхазия, избираемый на срок 5 лет, является главой государства. Законодательная власть представлена многопартийным парламентом, избираемым на срок 5 лет и состоящим из 35 депутатов.
Признание независимости Республики Абхазия
Историческая справка

Язык
Государственный язык — абхазский. Русский язык наряду с абхазским признается языком государственных и других учреждений, поэтому языковых барьеров на отдыхе в данной стране у русских туристов быть не должно. Абхазский язык имеет два диалекта (абжуйский и бзыбский) и входит в абхазо-адыгскую группу северо-кавказских языков. Письменность на основе русского алфавита.
Валюта
Официальная денежная единица Абхазии — российский рубль. Пунктов обмена валюты в стране нет, поэтому обменять валюту можно только в банках.
Транспорт
В Абхазии имеются железная и шоссейная магистрали, морские порты — Сухум, Очамчира. На территории Абхазии расположены два аэропорта — Бабышера и Бамбоура.
Для того чтобы осуществить поездку в Абхазию, необходимо добраться до города Адлер. Это можно сделать при помощи авиа, железнодорожного или автотранспорта. Расстояние от Адлера до границы с Абхазией на реке Псоу — 8 км (около 10 минут в пути).
Географическое положение. Республика Абхазия – государство, расположенное в северно-западной части Кавказа. Омывается Черным морем. Граничит с северо-запада с Россией и на юго-востоке с Грузией.
Территория 8,7 тыс. кв. км. Средняя протяженность с севера на юг - 54 км, с запада на восток - 160 км. Длина береговой линии 214 км.
Горы занимают 64 % территории. Лесами покрыто 57 % территории (дуб, бук, граб, каштан, пихта и ель).
Климат влажный субтропический, средняя температура января на побережье +4о+7о С, в горах от +2о до -2о С, в июле соответственно +22о +24о С. Осадков 1300-2400 мм в год.
Государственное устройство. Республика Абхазия (Апсны) - суверенное, демократическое, правовое государство. Наименования Республика Абхазия и Апсны равнозначны.
26 ноября 1994 года парламент республики принял Конституцию суверенного Абхазского государства, субъекта международного права.
Абхазия – президентская республика. Президент Республики Абхазия является главой государства. Президент избирается сроком на 5 лет. Одновременно с Президентом Республики Абхазия избирается Вице-президент Республики Абхазия.
Для осуществления общего руководства исполнительной деятельностью на всей территории страны Президент Республики Абхазия руководит Кабинетом Министров Республики Абхазия. Кабинет Министров формируется Президентом Республики Абхазия и ему подотчетен.
Президент Республики Абхазия назначает и освобождает глав исполнительной власти в городах и районах Республики Абхазия.
Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная ветвь власти представлена однопалатным Народным Собранием - Парламентом Республики Абхазия (35 мест). Депутаты избираются сроком на 5 лет прямым голосованием.
Верховный Суд является высшим судебным органом. Президент выступает гарантом независимости судебных органов и является главой Совета Юстиции.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Административное деление. Республика Абхазия включает в себя восемь районов: Гагрский, Гальский, Гудаутский, Гулрыпшский, Очамчирский, Сухумский, Ткуарчалский и г. Сухум.
Столица – город Сухум.
Численность населения. По данным переписи населения 2011 года, общая численность населения Республики Абхазия составляет 242,8 тыс. человек. Национальный состав населения: абхазы – 44,7%, армяне – 20,8%, грузины – 18,6%, русские – 10,9%.
Природные ресурсы.Абхазия располагает запасами каменного угля (более 5,3 млн. т), торфа, доломита, мрамора, гранита, известняка, габбро-диабазов, мела, туфа, барита, свинца, разнообразных стройматериалов.
Общая площадь сельскохозяйственных земель – 421,6 тыс. га. По водообеспеченности Абхазия занимает одно из первых мест в мире: на 1 кв. км территории приходится более 1,7 млн. куб. м речного стока в год, общая длина 120 рек – более 5 тыс. км (в основном стремительные горные потоки, что является потенциалом развития малой гидроэнергетики). Лесом покрыто 57% территории (497 тыс. га); общий объём запасов древесины составляет 83,1 млн. куб. м.
Абхазия обладает значительным потенциалом рекреационных ресурсов. Около 200 пансионатов, домов отдыха, санаториев, гостиниц, детских оздоровительных баз расположено во всех климатических зонах – от субтропической до альпийской. Имеется большое количество термальных и минеральных источников.
Денежная единица – российский рубль.

20 августа 2008 года Парламент Абхазии обратился к России с просьбой признать независимость республики. 25 августа 2008 года Совет Федерации России принял обращение к Президенту Дмитрию Медведеву о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. В тот же день Государственная Дума 447 голосами приняла аналогичное обращение к Президенту России.
26 августа 2008 года последовало международно-правовое признание Россией независимости Абхазии. Указ Президента России стал основой для подписания последующих двусторонних соглашений между РФ и Республикой Абхазией. 9 сентября 2008 года между РФ и Республикой Абхазией были установлены официальные дипломатические отношения.
5 сентября 2008 года Президент Республики Никарагуа Даниель Ортега издал официальный декрет о признании независимости Республики Абхазия. Декрет был оглашен в ходе пресс-конференции в МИД Никарагуа. В соответствии с Конституцией Никарагуа декреты являются окончательными официальными актами признания государственной независимости и не требуют дополнительного утверждения в парламенте. Дипломатические отношения между Абхазией и Никарагуа были установлены 10 сентября 2009 года.
10 сентября 2009 года Президент Боливарианской Республики Венесуэла Уго Чавес заявил о признании независимости Республики Абхазия. В соответствии с Конституцией Венесуэлы внешняя политика является прерогативой президента страны, поэтому решения президента о признании новых государств не требуют утверждения парламентом. 11 июля 2010 года в Сухум прибыл посол Венесуэлы в Российской Федерации, который по совместительству был назначен послом в Республике Абхазия. В ходе визита послом были вручены копии верительных грамот в МИД Абхазии. 12 июля посол вручил верительные грамоты президенту Абхазии Сергею Багапш. В июле 2010 года Сергей Багапш в ходе первого официального визита в страны Латинской Америки посетил Боливарианскую Республику Венесуэла и Республику Никарагуа. 23 го июля 2010 в рамках данного визита были установлены дипломатические отношения между Республикой Абхазия и Боливарианской Республикой Венесуэла. Кроме того был подписан ряд межправительственных межведомственных соглашений с Никарагуа и Венесуэлой. В настоящее время в Каракасе функционирует Дипломатическое представительство Абхазии, возглавляемое Зауром Гваджава.
15 Декабря 2009 года независимость Республики Абхазия была признана Республикой Науру. Дипломатические отношения с Республикой Вануату установлены 23 мая 2011 года. Дипломатические отношения с Тувалу установлены 18 сентября 2011 года.
Абхазы – один из древнейших коренных этносов Кавказа, язык, культура и традиции которого наиболее близки и родственны северо-кавказским народам: абазинам, адыгейцам, кабардинцам, черкесам, убыхам. В языковом отношении все они составляют абхазо-адыгскую группу северо-кавказской семьи языков. Абхазы исповедуют различные верования: традиционную религию (язычество), христианство (православие), ислам (суннитский).
Первые упоминания об Абхазии содержатся в ассирийских источниках XII в. до н. э. (надпись Тиглатпаласара I) под именем "абешла", ав I-II вв. н. э. зафиксированы "апсилы" и "абазги". На их генетическую связь с абхазским народом указывают этнонимы "апсуа" (самоназвание абхазов), "абаза" (самоназвание абазин, родственных абхазам), "обезы" русских и "абхазы" грузинских летописей.
"Апсны", т.е."Страна души" - так называют свою родину абхазы. Предки абхазов были одними из создателей мегалитической (дольмены, кромлехи) культуры на Западном Кавказе в III тыс. до н. э., а в начале I тысячелетия до н. э. колхидскокобанской металлургической провинции. В VIII-VII вв. до н. э. они освоили навыки производства и обработки железа, нашедшие свое яркое отражение в героическом нартском эпосе абхазов в образе кузнеца Айнара.
Через территорию Абхазии по меото-колхидской дороге в VII-VI вв.до н. э. в Переднюю Азию проходили скифы, часть из которых осела и смешалась с местным древнеабхазским населением.
Уклад городской жизни (Диоскуриада - соврем. Сухум, Гюэнос, Эшерское городище, Питиунт - соврем. Пицунда), государственность на территорию Абхазии привнесли греки в первой половине VI в. до н. э., связавшие затем местные окрестные общины в единую систему экономических, отношений.
В первые века н. э. древнеабхазские племена были объединены в раннеклассовые образования (Абасгия, Апсилия, Санигия), которые являлись органической, хотя и периферийной частью римско-византийского культурного мира. В прибрежных крепостях Питиунта, Себастополиса и Зиганиса стояли римские когорты, а в Египте находилась "Первая когорта абасгов".
В VI-VIII вв. н. э. через Абхазию на Северный Кавказ проходили три ответвления "Великого шелкового пути" (дороги через Абасгию, Апсилию и Мисиминию).
Во II-VII вв. н.э. древнеабхазские племена создали самобытную "Цебельдинскую культуру". В местных воинских захоронениях найдены самые ранние на территории бывшего СССР мечи III-IV вв. из дамасской стали.
По церковному преданию первую христианскую проповедь предки абхазов услышали из уст апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В конце III-IV вв. в Питиунте образовалась первая христианская община на Кавказе, которую епископ Стратофил представлял на первом Вселенском церковном соборе в Никее в 325 г. Официально местное население приняло христианство в VI в. при императоре Юстиниане Великом. Первым пастырем у абасгов был Евфрат, у апсилов - Константин. В Константинополе основана школа, где специально обучались дети абасгов. В древнегрузинском источнике "Мученичество Або Тбилели" (VIII в.) прямо говорится о христолюбивой "Стране Абхазия", что свидетельствует о формировании абхазской феодальной народности.
В течение VIII-X вв. существовало Абхазское царство, первым царем которого был Леон II, сын дочери могущественного хазарского кагана. Являясь щитом от арабских нашествий, оно объективно привело к объединению всего Западного Закавказья. Достигло своего расцвета в Х веке при Георгии II, который активно способствовал христианизации Алании. В этот период в местной церковной архитектуре выделяется особая абхазо-аланская школа византийского зодчества.
Династия абхазских царей пресеклась по мужской линии со смертью бездетного Феодосия Слепого, и власть перешла к его племяннику Баграту III (978-1014 гг.), который был грузином по отцу, но абхазский престол унаследовал по материнской линии династии Леонидов (абхазка Гурандухт, сестра Феодосия). Баграт III составил генеалогическое древо абхазских царей, чтобы подчеркнуть свою связь именно с этой династией. С него началось формирование нового государства - "царства абхазов и картвелов", которое еще некоторое время продолжало называться "Абхазским".
В XIII столетии "царство абхазов и картвелов" распалось.
В XIII-XVвв. Абхазия была в сфере политико-экономического влияния Генуи, которая основала на Черноморском побережье Крыма и Кавказа ряд торговых факторий.
В XVI-XVIII вв. Абхазское княжество находилось под протекторатом султанской Турции. Получает распространение ислам суннитского толка.
С конца XVIII в., при владетеле Келешбее Чачба (Шерва-шидзе), Абхазское княжество вновь усилилось и с помощью флота контролировало Черноморское побережье от Анапы до Батума.
В июле 1810 г. русский военно-морской десант с боем взял крепость Сухум-Кале. Законный владетельный князь Асланбей Чачба оставил укрепление. Прибрежная Абхазия, за исключением вольных горских обществ, была присоединена к России. На абхазский престол царские власти возвели своего ставленника Сефербея Чачба, который принял крещение и новое имя Георгий. Одна из отличительных черт Абхазского княжества в том, что оно, в отличие от Грузии, не утеряло полностью своей государственности с присоединением к России. С 1810 по 1864 гг. Абхазское княжество сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе.
С 1864 по 1917 гг. Абхазия ("Сухумский военный отдел", "Сухумский округ") была подчинена царской администрации на Кавказе.
В XIX столетий Абхазия все еще занимала промежуточное положение между демократическими вольными обществами горцев Северо-Западного Кавказа и феодальной системой Грузии. Однако по духу общественного устройства она была теснее связана с черкесско-убыхским миром. В Абхазии не существовало феодальной собственности на землю, не было крепостного права, а свободные общинники составляли почти все 3/4 население страны.
В систему "горского феодализма" Абхазии крепко вжились элементы родоплеменного строя и языческих верований. Основой основ общественного устройства Абхазии была сельская община ("акыта"), которая объединяла все слои населения - высшие и низшие сословия - и была пропитана молочным родством ("аталычество") феодалов с крестьянами. Тем самым смягчались и некоторые сословные противоречия.
В условиях хуторского землевладения пахотные наделы не являлись собственностью всей общины, а находились в посемейной или подворной собственности абхазов. Общими для всех и открытыми для совместного пользования были только пастбища и леса.
Хозяйство абхазов носило натурально-потребительский характер. Они занимались скотоводством, земледелием, виноделием, пчеловодством, обработкой металлов, кож, древесины, гончарным и шорным делом, ткачеством, приготовлением пороха и др. Абхазы традиционно испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений.
В результате Кавказской войны и антиколониальных восстаний 1866, 1877 годов абхазы пережили этническую катастрофу. Более половины населения вынуждены были покинуть родину и стать беженцами - махаджирами. В Абхазию хлынул поток новопоселенцев, прежде всего грузин (в основном мегрелов), а также армян, греков, русских, болгар, немцев, эстонцев и др. Так, в 1886 году абхазы составляли 85,7%, а в 1897 году - 55,3% населения.
После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз. 8 ноября 1917 года на съезде в Сухуме избран первый парламент - Абхазский Народный Совет, который принял Конституцию и Декларацию абхазского народа.
11 мая 1918 года на Батумской мирной конференции провозглашена Горская республика (Северо-Кавказская республика). Вместе с Дагестаном, Чечней, Осетией, Кабардой в ее состав вошла и Абхазия. Была восстановлена Абхазская государственность, утерянная в 1864 г. В июне 1918 года, в нарушение всех договоренностей, войска только что провозглашенной Демократической республики Грузия (26 мая 1918 года), при прямой военной поддержке Германии, оккупировали территорию Абхазии. Правительство Горской республики выразило Грузии, Германскому правительству резкий протест и расценило эти действия как акт агрессии против Абхазии и всего Северо-Кавказского государства.
Политика правительства Грузии вызывала крайнее недовольство многонационального населения Абхазии, что и облегчило установление здесь Советской власти 4 марта 1921 года. Новый режим воспринимался как избавление от репрессий и вооруженного вмешательства Грузинской республики.
Сначала большевики предоставили Абхазии свободу политического выбора, который был реализован провозглашением ее ревкомом независимой ССР Абхазии (31 марта 1921 г.). Уникальность политической ситуации заключалась в том, что Абхазия около года была независима как от Советской России, так и от Советской Грузии.
В декабре 1921 г. Абхазия под сильным нажимом Иосифа Сталина, Орджоникидзе и других была вынуждена заключить с Грузией "особый союзный договор", ратифицированный в феврале 1922 г., который зафиксировал, по сути, равноправие двух республик. Характер межгосударственных отношений Абхазии и Грузии нашел свое отражение в Конституции ССР Абхазии 1925 г. и в Конституции Грузинской ССР 1927 г., в которой подчеркивается, что Грузинская ССР является государством, строящимся на федеративных началах(ст. 2-я).
Первая советская Конституция принята в Абхазии в апреле 1925 г.lll Всеабхазским съездом Советов. Абхазия приняла тогда свою Конституцию, как и другие союзные республики, в отличие от автономных, которые ее не имели. В этот период ССР Абхазия по своему статусу являлась не автономной, а союзной республикой, имеющей статус суверенного государства (Ст. 5 Конституции Абхазии 1925 г.) Именно потому Конституция Абхазии 1925 г. по положению не подлежала утверждению в других структурах. Решение съезда Советов по данному вопросу считалось окончательным. Абхазия не входила в состав Грузии.
В 1924-1925 гг. были утверждены Герб и Флаг ССР Абхазии, приняты законодательные акты конституционного характера, введены в действие кодексы: уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный, земельный, лесной.
До 1931 г. ССР Абхазия называлась "договорной" республикой. Под давлением Сталина договорная ССР Абхазия была преобразована в автономную республику (Абхазская АССР) и включена в состав Грузинской ССР. Этот вопрос рассматривался на VI съезде Советов Абхазии (11 февраля 1931 г.), хотя и не значился в повестке дня, а затем в Тбилиси VI всегрузинским съездом Советов 19 февраля 1931 г. было принято постановление о преобразовании ССР Абхазии в автономную республику.
Попрание суверенных прав Абхазии, низведение ее статуса до уровня автономии в составе Грузии привело к многодневному общенациональному сходу абхазского народа (18-26 февраля 1931 г.), выразившему недоверие правительству и советской власти.
После гибели главы Абхазии Нестора Лакобы (отравлен Берией в декабре 1936 года в Тбилиси), начался самый трагичный период новейшей истории Абхазии. На республику обрушился террор, приведший к полному уничтожению политической и интеллектуальной элиты абхазского народа. Усиленными темпами проводилась политика грузинизации: школьное обучение детей было переведено с абхазского на грузинский язык, абхазская письменность - на грузинскую графическую основу, исконные абхазские топонимы заменены грузинскими, целенаправленно проводилась ассимиляторская переселенческая политика, направленная на деформацию этнодемографической структуры населения.
За период 1937-1953 гг. из внутренних районов Грузии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, что значительно увеличило их долю в составе населения Абхазии (6% в 1886 году; 24% в 1897 году; 30% в 1939 году; 39,1% в 1959 году).
Демографическая экспансия грузин в Абхазии, поощряемая Тбилиси, проводилась в завуалированной форме и в постсталинский период. Массовые митинги и демонстрации с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957,1964,1967,1978,1989 годах.
Парламент Грузии в одностороннем порядке стал принимать решения (постановления 1989-1990 гг.), которые игнорировали межгосударственный характер отношений Абхазии и Грузии и по существу вели к упразднению абхазской государственности. Тбилиси признал незаконными и недействительными все государственные структуры советского времени с февраля 1921 года. В ответ Верховный Совет Абхазской АССР 25 августа 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Абхазии.
Придя к власти в результате вооруженного переворота в Тбилиси, Военный Совет Грузии в феврале 1992 года принял решение об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года м о переходе Республики Грузия к Конституции Демократической Республики Грузия 1921 года, в которой Абхазская АССР как субъект государственно-правовых отношений не значится. В правовом отношении Грузинская ССР перестала существовать, и образовалось новое государство, с которым Абхазская АССР никаких взаимоотношений не имела.
В целях преодоления правовой неурегулированности между республиками Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 года решил восстановить действие на территории Абхазии Конституции Абхазии 1925 года, а также приняты новые Герб и Флаг Республики Абхазия.
14 августа 1992 года только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии. Грузинские войска при поддержке боевой авиации, более ста танков, другой бронетехники, артиллерии, вторглись в Абхазию и оккупировали часть ее территории.
Они расстреливали мирных граждан, подвергали их пыткам и насилию, сжигали дома и села, чинили расправу не только над абхазским, но и над армянским, русским, греческим населением. На оккупированной территории производилась этническая чистка. Помимо физического истребления проводилась и политика культурного геноцида. Уничтожались памятники истории и культуры абхазского народа, музеи и библиотеки, громились, грабились и сжигались театры, институты, школы, архивы, университет. Погибли ценнейшие записи фольклора, лингвистические материалы, исторические документы, редчайшие книги и рукописи.
30 сентября 1993 года, после более чем 13 месяцев оккупации, вся территория Абхазии была освобождена.
С ноября 1993 года начались грузино-абхазские переговоры под эгидой ООН, при посредничестве России и при участии ОБСЕ. Был подписан ряд важнейших документов, в частности, "Заявление о мерах по политическому урегулированию от 4 апреля 1994 года", «Соглашение о прекращении огня и разъединении сил» от 14 мая 1994 года. В июне 2004 года в зону грузино-абхазского конфликта были введены Коллективные силы СНГ по поддержанию мира. Начался возврат беженцев в Гальский район.
26 ноября 1994 года парламент республики принял новую Конституцию суверенного Абхазского государства, субъекта международного права. Государственным языком Республики Абхазия признан абхазский, а русский наряду с абхазским является языком государственных и других учреждений. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Абхазия - президентская республика. Первым президентом парламент избрал Владислава Ардзинба.
Ввод грузинских военных подразделений в ущелье Верхнего Кодора в июле 2006 г. привел к срыву грузино-абхазского переговорного процесса.
12 августа 2008 Вооруженные силы Абхазии заняли верхнюю часть Кодорского ущелья, которую перед этим покинули грузинские военные и практически всё население (преимущественно сванское). Абхазские войска таким образом установили контроль над всей территорией Абхазии. 

Религиозные верования в Абхазии.



Абхазия - древнейшая христианская страна.
Существует в Абхазии ислам, а также язычество.
Причем, язычество вплетается как в христианство, так и в ислам.
Язычество живо благодаря такому симбиозу.
Абхазы каждый год совершают несколько языческих обрядов, и могут считать себя при этом христианами, или мусульманами.
 Апостолы Иисуса Христа Симоґн Кананит и Андрей Первозванный местному населению проповедовали   религию христианства уже в первой половине I в.н.э.
Апостол Матфей (один из 70-ти) также проповедовал в этой земле, и был погребен в Себастополисе.
В последующие два-три столетия христианство проникало на территорию Абхазии благодаря римским солдатам, а во времена гонений на христиан в Римской Импеґрии, благодаря ссыльным христианам.
Последние создали в Питиунте к началу IV в. церковную общину (епископию).
На I Вселенском Соборе в г. Никее в 325 г. приґсутствовал Стратофил - епископ Питиунта. В V в. епископия появляется и в Себастополисе. Себастопольский епископ Керконий участвует в работе IV Вселенского Собора. И, наконец, в первой пол. VI в. произошло массовое крещение предков абхазов, и христианство здесь стало государственной религией.
Христианство первых веков использовало языческие местные верования.
И все раннехристианские храмы построены на местах древних святилищ.
С XVI в., после захвата абхазского побережья турками, началась исламизация значительной части местного населения.
          А.Б. Крылов в своей статье "Религия и традиции абхазов" пишет: "В ходе проведенного нами в 1997 г. анкетирования лишь 2% абхазов назвало себя язычниками и около 7% затруднилось определить свою религиозную принадґлежность.
           Большинство же опрошенных предпочло назвать себя христианами и мусульманами, хотя и не являются в действительности таковыми.
Весьма примеґчательно, что 1,2 % из опрошенных абхазов указало, что исповедуют "абхазскую веру", подразумевая под этим именно традиционную религию своих предков". В традиционной религии абхазов один Бог ("Анцэа"), он является Творцом и Создателем всего мира.
У Бога имеются "апаимбары" - ангелы, высшие сущестґва, слуги и представители Бога на земле, которые следят за всем, что делается среди людей, и докладывают обо всем Богу.
Каждый из апаимбаров занят своим делом: они наблюдают за домом, очагом, скотом, горами и морем.
Людей же создают и определяют их судьбу "ашачща " ("ашацва") - создатели и боги судьбы (дословно - "те, кто раздают, делят").
Когда человек рождается, ашачща "делят: какое кому счастье, кто, сколько лет проживет".
В современном быту всех без исключения абхазов (и христиан, и мусульман) сохранились с древнейших времен устойчивые пережитки язычества: поклонеґние горным духам, силам природы, животным, рощам и отдельным деревьям, особые обряды при захоронении умерших, родовые праздники и обряды, свяґзанные с жертвоприношениями животных и т.д.
Абхазы свято верят, что их родина оберегается и защищается семью древниґми святилищами (по-абхазски, "аныхами").
К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это - Дыд-рыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Элыр (Ылыр) - ныха. Шестоесвятилище Инал-Куба находится в горной долине Псху. Местные жители называґют Инал-куба "Святой горой", считают, что там запрещено охотиться, а абхазы вособом месте у подножия горы совершают жертвоприношения животных. В поґследние годы Святая гора стала местом паломничества православных верующих.
По поводу имени и расположения седьмого древнего святилища нет единого мнения. Некоторые считают им Бытху - древнее святилище убыхов (современґный жилой район в г. Сочи).
Гораздо реже в качестве седьмого святилища назыґваются Аерг-Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.
Жрецами семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкенґдар-ныха), Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Ылыр-ныха). Причем жрецы должны обладать высочайшими нравственными качествами, поскольґку, согласно традиционной религии абхазов, моральная чистота и искренность в обґщении с высшими силами являются совершенно обязательными.
Наиболее почитаемое в Абхазии святилище - это Дыдрыпш-ныха ("Дыдрыпш" - мужское имя, "аныха" - "святыня, священное место"). Святилище расположено у подножия одноименной невысокой лесистой горы около с. Ачандара Гудаутского р-на и считается местом обитания божества (ангела) по имени Дыдрыпш.
Среди абхазов широко распространен обычай жертвоприношения животных.
 Жертвенными животными, как правило, являются белые козлы или козлята, овґцы, реже - быки.
Родовые ежегодные моления с жертвоприношениями проходили и проходят в священных рощах или около отдельных деревьев (дуб, граб, бук), которые отґличаются от других, например, большими размерами. Священными у абхазов изґдавна считаются некоторые горы и перевалы
Кроме семи общеабхазских святилищ, каждое селение и каждая фамилия(род) имеют свои собственные священные места, где ежегодно проводятся соотґветствующие обряды с жертвоприношениями животных и молениями.
Абхазы - чрезвычайно веротерпимый народ и очень снисходительно и добґрожелательно относятся к последователям разных религий.


Комментариев нет:

Отправить комментарий